Дисграфия

  Дисграфия — это неспособность (или сложность) овладеть письмом при нормальном развитии интеллекта.

  Дисграфия у детей и взрослых— это своеобразное нарушение письма, вызванное проблемами в тех структурах головного мозга, которые отвечают за письменные навыки. Дисграфия может развиваться у взрослых как следствие травм или опухолевых заболеваний мозга, но значительно чаще встречается у школьников. Дисграфия у школьников в большинстве случаев является следствием родовых травм черепа (лобных костей). Соответственно, остеопатическая коррекция дисграфии  заключается в устранении самой родовой травмы.

  В нашем черепе больше 20 костей, и каждая из них подвижна (особенно у детей) в определенной степени. При родовой травме, когда череп ребенка еще мягкий, может происходить смещение костей, в результате чего возникает давление на лобные доли мозга, ответственные за накопление и использование опыта. Раньше детей с дисграфией приучали писать правильно буквально из-под палки. Сейчас остеопатическое исправление дисграфиипозволяет справиться с нарушением любой сложности, просто устранив его причину и восстановив правильное функционирование головного мозга.

  Чтобы понять механизм развития дисграфии, нужно начать издалека. Известно, что мы обладаем, по крайней мере, тремя видами слуха. Первый слух — физический. Он позволяет нам различать шум листвы и дождя, летний гром, жужжание пчелы, а также гул авиалайнера, перестук колес поезда. Вторая разновидность — музыкальный слух. Благодаря этому, мы можем наслаждаться мелодией любимой песни и прекрасной музыкой великих композиторов. Третий вид — речевой слух. Можно обладать хорошим музыкальным и очень неважным речевым слухом. Последний позволяет понимать речь, улавливать тончайшие оттенки сказанного, отличать один звук от другого. При недостаточности речевого слуха обращенная речь воспринимается искаженно. Если у ребенка нарушен речевой слух, то понятно, что ему очень трудно научиться читать и писать. Овладевать письмом он также не в состоянии, так как не знает, какой звук обозначает та или иная буква. Задача осложняется еще и тем, что ребенок должен правильно уловить определенный звук и представить его в виде знака (буквы) в быстром потоке воспринимаемой им речи. Поэтому обучение грамоте ребенка с дефектным речевым слухом — сложная педагогическая проблема. А учить надо, потому что искажение одного-двух звуков меняет смысл слова. Наряду с речевым (фонематическим) слухом люди обладают особым зрением на буквы. Оказывается, что просто видеть окружающий мир (свет, деревья, людей, различные предметы) недостаточно для овладения письмом. Необходимо обладать зрением на буквы, позволяющим запомнить и воспроизвести их очертания. Значит, для полноценного обучения ребенок должен иметь удовлетворительное интеллектуальное развитие, речевой слух и особое зрение на буквы. Иначе успешно овладеть чтением и письмом он не сможет. Не случайно поэтому психоневрологи и логопеды при знакомстве со слабоуспевающим школьником внимательно изучают содержание его тетрадей, почерк, особенности его речи. Нередко низкая успеваемость ребенка объясняется не состоянием его интеллекта, а наличием специфических нарушений письма. Распознать подобные расстройства может, разумеется, только специалист.

  Среди нескольких видов дисграфии, чаще встречаются оптическая, когда ребенок не видит различия между буквами и не может правильно отобразить их в процессе письма; акустическая, когда буквы заменяются звуками, схожими по звучанию; артикуляторно-акустическая, когда ребенок пишет слова так, как слышит. Причиной дисграфии могут стать травмы головы, патология беременности и родов, инфекции, перенесенные в раннем детстве. Не последнюю роль играет наследственность и социальные факторы (скудный словарный запас членов семьи, отсутствие должного внимания со стороны родителей к развитию речи ребенка, двуязычие в семье).

  Справиться с последствиями родовой травмы, инфекции и другими факторами, которые вызвали дисграфию, может остеопатия, так как ее основным принципом является воздействие не на симптом, а на причину, которая вызвала данное нарушение. Остеопатвоспринимает человеческий организм не как сосуд для отдельно расположенных органов, а как целостную систему, в которой дисфункция какого-либо органа влечет за собой нарушение работы всего организма. Остеопатические методики подбираются индивидуально для каждого пациента и помогают эффективно справиться с дисграфией, нормализовав работу отделов головного мозга, которые отвечают за письменные навыки. Принимая во внимание, что методы, используемые в остеопатии, безопасные и безболезненные, они применимы у детей самого раннего возраста и могут помочь не только в лечении,но и в профилактике.